Классова Зенфира Юсувовна, воспитатель МБДОУ д/с №2 «Сказка»

Рекомендации для родителей одаренного ребенка

 Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».


Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.


 Так же у детей часто наблюдается обширный словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Типичные черты одаренных детей


- на занятиях все легко и быстро схватывают;


- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;


- быстро запоминают услышанное или прочитанное;


- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;


- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;


- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;


- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.


 Если у Вашего ребенка:


 - отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,


- чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,


- проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,


- живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,


- отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,


- повышенные математические способности в плане вычислений и логики,


- устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,


- обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,


- наблюдаются трудности в общении со сверстниками,


- высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна), 


- зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске), то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.


Что делать родителям?


Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.


Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.


В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.


Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.


Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.


Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.

Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.

26 мая 2023 в 05:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.