Классова Зенфира Юсувовна, воспитатель МБДОУ д/с №2 «Сказка»

Рекомендации родителям застенчивых детей

27 - 28 мая

редварительный просмотр:

Рекомендации родителям застенчивых детей

Застенчивость – это и состояние психики, и черта характера, и соответствующее поведение. Застенчивый ребенок еще более стеснителен, чем взрослый застенчивый человек, так как помимо неуверенности в себе (наблюдающейся у всех застенчивых людей), у него еще недостает необходимых социальных навыков.

Частые ошибки родителей, приводящие к возникновению застенчивости у ребенка:

чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери); гиперопека, чрезмерная забота о ребенке; условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет); завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку; постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону; ранняя и болезная разлука с матерью (возможная психотравма).

Сначала малыш просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера.
Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.

Категорически нельзя:

давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»; ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»; высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»; пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!».

Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее!

Рекомендации родителям

Застенчивые детки привыкли думать и размышлять. А для этих действий нужно время! Отсюда первый совет родителям застенчивых малышей: дать ребенку время и возможность самому освоиться в обстановке, заставляющей его чувствовать себя неуверенно.
Нужно быть терпеливее! Лучше всего просто находиться рядом с малышом, показывая, что здесь безопасно, не подгоняя его и не критикуя.
Если, к примеру, другие дети играют в новую для малыша игру (у него отсутствует этот социальный навык), ребенок боится к ним присоединиться. Не нужно его толкать: «Иди! Играй!». Пусть малыш сначала понаблюдает, поймет правила игры и вскоре он сам, спокойно, без страха присоединиться к детям.
Секрет этого способа таится в постепенном осознании ребенком того, что у него есть выбор и он может его осуществить не только свободно, но и самостоятельно. Развитие самостоятельности влечет повышение уверенности ребенка в себе, которой ему как раз и недостает.

Второй момент – нарабатывать позитивный опыт общения, приобретать те самые недостающие социальные навыки. Иными словами, нужно учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Ребенок учится общаться, подражая, он социализируется и постепенно адаптируется к детскому коллективу, только если находится в нем.
Чтобы у застенчивого малыша навыки общения и социального взаимодействия формировались в позитивном ключе, родители должны создавать своими руками позитивную среду для общения. Следует почаще приглашать в гости других деток, бывать на детских мероприятиях, тщательно выбирать группу детского сада/класс.
Застенчивые дети боятся всего нового и новых коллективов в особенности, поэтому вводить ребенка в них нужно постепенно. Первое время не нужно оставлять ребенка одного среди других деток, но и затягивать с пребыванием рядом тоже не стоит.
Когда малыш освоится в компании, это будет заметно. Что и послужит сигналом что робость (по крайней мере, в этой ситуации, в данный момент) ребенку удалось преодолеть.

Развивать творческие способности ребенка – третий и основной совет.  Это совет «три в одном».

воспитать в нем настоящий талант, тем самым открыв перед ним дорогу к возможной будущей профессии; открыть для него наилучший способ выражать сложные, глубокие, волнующие его чувства и переживания (по сути, любое творчество всегда в некоторой степени и арт-терапия и способ донести свои мысли, чувства, воспоминания другим людям); помочь утвердиться в среде сверстников за счет повышения самооценки, которая в свою очередь поддерживается успехами в творчестве.

Также психологи рекомендуют родителям:

не называть самим и не позволять другим людям называть ребенка застенчивым; хвалить малыша за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности; мотивировать ребенка играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, то есть открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется); при беседе с малышом с улыбкой смотреть ему в глаза и учить его устанавливать зрительный контакт с другими людьми; рассказать о том, что такое общение и почему оно полезно; играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок; делиться с малышом собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (но без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»); учить малыша реагировать на агрессивных собеседников, рассказывать и показывать каким образом можно постоять за себя, если другой ребенок обижает; учить малыша способам нравиться другим людям без слов (например, делиться своими конфетами и игрушками) и располагать собеседника словесно (говорить комплименты, подсказывать и так далее).

В случае, если собственными силами не получается преодолеть чрезмерную стеснительность ребенка, необходимо обратиться за помощью психологу


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.